Новости компании

25 января 2014 
Есть у "Сокола" начало...

Есть у


У любого дела, события, созидательного процесса  есть свои истоки, свое начало. Это потом,  например, завод  может иметь свои взлеты и падения, как наш «Свободный сокол». Но вначале у старейшего металлургического предприятия города Липецка была своя точка отсчета. благодаря которой сейчас живет наша трубная компания.

В эти январские дни у истории «Свободного сокола» своего рода юбилей. 28 января 1899 года, 115 лет назад,  было создано Тамбовское анонимное горное и металлургическое общество, в связи с этим началось строительство сокольского металлургического завода. Событию этому предшествовали и другие факты.

 

Инициативу Кожина

подхватили бельгийцы

 

В конце XIX века  иностранный капитал при содействии царского правительства находит широкое применение на русских просторах, И, прежде всего, в эксплуатации железных руд. «Хорошую услугу» сослужил иностранный капитал и в Липецке при активном участии местного помещика – предводителя дворянства, статского советника Александра Михайловича Кожина. На руде он решил поправить свои пошатнувшиеся дела. И в августе 1897 года подает городскому главе письменное заявление, где пишет:

«Предлагаю инициативу исследования минеральных залежей в городских землях, если городское общество согласится на это, и препровождая при сем план договора на эксплуатацию ископаемых минералов, прошу Вас, м. г., предложить не далее 15-го будущего сентября при обсуждении Городской Управы мое заявление относительно производства изысканий и эксплуатации железной руды на земле городского общества на условиях, указанных в предлагаемой программе…»

Что она содержала? В этой программе Кожин просил взять у города землю площадью в 3600 десятин для разведок и эксплуатации по своему усмотрению сроком на 30 лет. Он обещал платить ежегодно по 20 рублей за десятину и ¼ копейки за пуд железной руды.

Городская управа, выслушав устное заверение Кожина о том, что на городской землей будет построен металлургический завод, постановила создать комиссию по уточнению кожинской программы и «представить ему право, если пожелает, приступить к изысканию и в случае нахождения руды – приступить к эксплуатации немедленно».

Открытую руду еще при Петре I помещику Кожину пришлось «открывать» вторично. И пока комиссия «уточняла» кожинскую программу, он начал добывать руду южнее станции Липецк.

Более 400 местных, владимирских и рязанских рудокопов добывали руду, которую предприимчивый помещик распродавал, не уплачивая за нее городу ни одной копейки.

Комиссия предоставила в городскую управу проект условий, согласно которым Кожин обязывался построить на городской земле чугунолитейный завод. Площадь, занятая под завод, должна оплачиваться из расчета 1000 рублей за десятину. Предусматривалась добыча руды как минимум 1 миллион пудов в год по цене 1 копейка за пуд. Причем, Кожин должен был уплатить не менее 10 тысяч рублей аренды.

С этим проектом Кожин не согласился. Выйти из возникших затруднений ему помог глава городской управы Покровский, который без ведома и согласия городского управления заключил с ним договор.

Заручившись договором с городской управой, Кожин принялся заключать аналогичные договоры с крестьянскими обществами окрестных сел и деревень. Используя своих ставленников – волостных старшин, опаивая неграмотных крестьян и обещая им небывалые заработки, Кожин сумел заключить 11 договоров на аренду 18 тысяч 746 десятин земли, в недрах которой были богатые залежи железной руды.

Обеспечив себя договорами «на аренду» более 20 тысяч десятин городской и крестьянской земель, Кожин обратился к русским капиталистам с предложением организовать компанию для эксплуатации Липецких руд. Не найдя среди них поддержки, он пытался продать свои права на заарендованную землю, но также не нашел охотников. Русским промышленным дельцам затея Кожина казалась «аферой», и они не решались в нее ввязываться. Тогда Кожин установил связь с иностранными капиталистами. Он нашел трех бельгийских дельцов, с которыми заключил у Елецкого нотариуса жульническую сделку.

 

Тамбовское общество

оказалось активным

 

Бельгийцам удалось привлечь к кожинскому делу крупных капиталистов и вскоре, 28 января 1899 года в бельгийском городе Льеже было создано Тамбовское горное ми металлургическое общество с основным капиталом в 6 миллионов рублей. Кожин ухитрился продать бельгийцам свои «права» аренды на 2 миллиона рублей и сделался влиятельным акционером общества.

Выпущенные обществом акции на сумму 3 840 тысяч рублей были распределены среди 360 его членов следующим образом. Кожин и трое бельгийцев получили 26,6 процента, а все остальные 302 акционера – 73,4 процента. В число акционеров входили мелкие чиновники, врачи, инженеры, которые не могли существенно влиять на работу общества. Но среди них были и такие акционеры, как князь Куданцев, близко стоявший к царскому двору.

Созданное общество сразу же приступило к активной деятельности. За первый год его существования было добыто 12 миллионов пуды руды. Недалеко от Липецка, в селе Сокольское началось строительство металлургического завода, которому в январе 1923 года дали красивое звонкое имя «Свободный сокол».

На снимке:

Акция Тамбовского горного и металлургического общества, созданного 28 января 1899 года.

 




Подписаться на рассылку

Поделиться:


↑ наверх