Новости отрасли/СМИ о НАС

17 мая 2016 
Дали стране угля*



Как британская металлургия справилась с дефицитными ценами на уголь в конце XVII века.

 

 

Олег Голубев, Павел Черноусов

 

В конце XVII века британская промышленность столкнулась с серьезной проблемой: черная металлургия острова стала нерентабельной из-за высоких цен на дефицитный древесный уголь – единственное в то время металлургическое топливо. Железоделательные заводы разорялись и закрывались один за одним, и только поставки металла из богатых лесом Швеции и России спасали ситуацию. Решение, плодами которого металлурги пользуются и сегодня, пришло из небольшого селения Коалбрукдейл в графстве Шропшир – технология коксования угля.

 

Основание династии

В начале осени 1708 года в Коалбрукдейл приехала из Бристоля семья молодого литейщика Абрахама ­Дарби. Целью Абрахама было организовать в этом районе, имевшем запасы металлургического сырья и удобные пути сообщения, производство дешевой чугунной посуды.

Абрахам Дарби, основатель одного из самых известных кланов предпринимателей-металлургов, родился в семье кузнеца и в юности обучался строительству солодовых мельниц в Бирмингеме, затем женился и перебрался в Бристоль, чтобы начать карьеру.

Здесь Абрахам приобрел репутацию человека умелого и предприимчивого, и вскоре единоверцы из местной религиозной общины квакеров пригласили его в состав учредителей Бристольской компании латунного литья. Дарби предложение принял и в 1704 году отправился в Нидерланды для повышения квалификации в литейном производстве.

Вернувшись, он разработал способ производства тонкостенных горшков, котлов и прочей посуды путем отливки в песчаные формы, что позволило улучшить их качество и снизить издержки на производство. Вскоре молодой подмастерье Абрахама, валлиец Джон Томас, предложил оригинальный способ литья, позволивший максимально снизить толщину стенок и массу посуды. Дарби запатентовал этот способ и вместе с Томасом и семьей перебрался в Коалбрукдейл, чтобы организовать здесь производство чугунного литья.

Для этого Абрахам взял кредит у видного бристольского квакера и предпринимателя Томаса Голдни, а также привлек партнеров и создал товарищество. В сентябре 1708 года он взял в аренду аварийную доменную печь (она вошла в историю как Старая доменная печь) и начал работы по ее восстановлению и задувке.

 

Кроме выплавки чугуна

Стоимость древесного угля ставила британские железоделательные заводы на грань выживания, поэтому важнейшей задачей, которую надо было решить Абрахаму Дарби, стало снижение расходов.

К тому времени британский каменный уголь уже несколько столетий использовался в быту и в некоторых отраслях промышленности, был известен и способ его коксования. «У пивоваров есть способ прокаливать каменный уголь совершенно так, как обугливают дерево, – отмечалось в одной из книг в 1686 году. – Приготовленный таким образом уголь называют коксом: он дает почти столько же тепла, как древесный уголь, и может заменять его почти во всех случаях, кроме того, однако, случая, когда требуется выплавлять и фришевать (рафинировать) чугун».

Нет сомнений, что Абрахам был знаком с технологией коксования угля: кокс использовался для сушки солода на мельницах, строительству которых он учился в юности. Кроме того, коксование угля применялось и в Нидерландах, куда Дарби ездил стажироваться в литейном деле. Также он почти наверняка знал и о возможности применения кокса в металлургии: не так давно британские краеведы установили, что Абрахам Дарби приходился двоюродным племянником Даду Дадли – человеку, который, по-видимому, смог первым выплавить чугун с помощью кокса, но унес этот секрет в могилу.

Печь была задута в январе 1709 года, и с самого начала вместе с древесным углем Абрахам Дарби использовал «обугленный» (charked) каменный уголь. Помимо местных углей Дарби экспериментировал с различными углями, которые доставляли по реке из Бристоля.

Дела шли неплохо: чугунная посуда пользовалась спросом. Уже в 1714 году Дарби и партнеры продлили аренду предприятия и приступили к постройке второй доменной печи, которая вскоре была запущена. Кроме того, они начали несколько проектов по организации производства в других областях Британии.

Однако 8 марта 1717 года Абрахам Дарби неожиданно скончался, и успех предприятия оказался под большим вопросом.

 

Сын продолжает дело

Смерть Дарби привела дела в беспорядок. Старшему сыну – Абрахаму Дарби-младшему было на тот момент всего шесть лет, а его братьям еще меньше. Их опекун Джошуа Сержент выкупил несколько долей в товариществе от имени своих подопечных. Абрахам-младший начал участвовать в управлении предприятием через девять лет, через десять лет он стал полноправным партнером, а в 1745 году – управляющим.

За прошедшие годы округа обезлесилась. Надвигалась опасность остаться в скором времени без топлива. Для решения этой проблемы необходимо было закончить работу, начатую отцом, и Абрахам принялся за дело со всей возможной энергией. Несколько лет опытов позволили нащупать правильный путь: была усовершенствована технология коксования, увеличена мощность воздуходувных средств. Для связывания серы, непременной спутницы кокса и врага железа, Абрахам предложил подмешивать к руде негашеную известь и другие химические реагенты.

Наконец в 1735 году он достиг цели – выплавки чугуна только на каменноугольном коксе. С этого момента, как говорится в английских книгах по истории металлургии, «неразрывный отныне союз между каменным углем и железом открыл для английской металлургии блестящую будущность».

 

Iron Mad, или Чугунопомешанный

В долине реки Северн предприятия Дарби – Рейнольдсов соседствовали с заводами легендарного промышленника Джона Уилкинсона. Не будучи изобретателем сам, он тем не менее внимательно относился к изобретениям других и мог оценить их сущность и практическую значимость. Уже в 1754 году он построил в Брэдли, по соседству с Коалбрукдейлом, доменную печь по образцу печей Дарби, работающую на коксе. Кроме того, он имел патенты на конструкцию прокатных валков и парового токарного станка, а также на некоторые усовершенствования в доменном производстве.

Джона Уилкинсона недаром называли отцом железоделательной промышленности – он сполна воспользовался возможностями изобретений семьи Дарби. Его отец использовал для подачи воздуха мехи, подвижные стенки которых были сделаны из чугуна. Вдохновляясь примером отца, Джон Уилкинсон стал производить из чугуна сначала стулья, затем чаны для пивоваренных и винокуренных заводов, затем трубы.

Уилкинсон первым заговорил о том, что можно заставить плавать железные корабли. Тогда все твердо уверовали, что эксцентричный промышленник болен новой формой помешательства – манией железа. К нему приклеилось прозвище Iron Mad – Чугунопомешанный. Однако он игнорировал эти разговоры, и в июле 1787 году на воды Северна было спущено судно, построенное из скрепленных болтами листов железа.

«Оно отвечает всем моим ожиданиям, – писал Уилкинсон одному приятелю, – и убедило маловерных, которых было 999 из тысячи. В течение одной недели ему будут дивиться, а затем повторится история с колумбовым яйцом».

В 1788 году Уилкинсон выполнил невероятный по тем временам заказ – отлил более 70 км чугунных труб для водоснабжения Парижа. К концу своей жизни он любил повторять, что железо призвано заменить большинство употреблявшихся тогда материалов, что наступит время, когда везде будут железные дома, железные дороги, железные корабли. Он призывал активнее использовать чугун и железо в строительстве и даже построил чугунную церковь.

После смерти Джона Уилкинсона в 1805 году, согласно последней воле покойного, его похоронили в чугунном гробу, а над могилой установили чугунный обелиск.

 

Дорого, как 
чугунный мост

В 1776 году был поднят вопрос о постройке моста через Северн между селениями Брозли и Медли. Уилкинсон, как один из основных промышленников этого района, был в этом прямо заинтересован и вместе с Абрахамом III Дарби взялся за осуществление проекта. Однако он не стал строить каменный или кирпичный мост, а предложил использовать, по крайней мере для части сооружения, чугун, основной продукт этого региона.

Идея сборного моста из чугунных деталей не была абсолютно новой: она неоднократно высказывалась учеными и инженерами в разных странах, но так и не была осуществлена. Уилкинсон почерпнул ее из разговора с архитектором Томасом Причардом, который принял непосредственное участие в проекте.

В 1777 году после нескольких неудачных проб на заводе Дарби были отлиты первые детали моста. Центральные арки имели вес по пять тонн каждая. Все детали моста отливались по отдельности и монтировались на месте. Технологии монтажа металлических мостов по понятной причине еще не существовало, поэтому для соединения использовали не болты и заклепки, а клинья и шипы, как при сооружении деревянных мостов. Мост возвели за несколько месяцев, причем без остановки судоходства. Для мастеров и инженеров он стал самой лучшей рекламой.

Предприятие по строительству происходило на коммерческой основе: частично акциями, частично – за счет средств Абрахама III Дарби. Учитывая дополнительные расходы, проект оказался гораздо дороже, чем предполагалось, и Дарби понес большие убытки, оставшись в долгах до конца жизни.

 

Ущелье Айронбридж

В долине Северна уже давно потушены домны и остановлены прокатные валки, и то, что когда-то производило материал для строительства нового мира, в наши дни стало индустриальным наследием. Пройдя долгий путь от простого собрания экспонатов до мощных интерактивных комплексов, современные музеи позволяют посетителям почувствовать атмосферу, в которой жили и трудились наши не такие уж далекие предки.

Сейчас весь бывший промышленный регион вокруг Коалбрукдейла стал знаменитым на весь мир музейным комплексом под открытым небом «Ущелье Айронбридж». В нем, как в капле воды, отражена вся история британской Промышленной революции. Он представляет собой полосу в три километра длиной по обоим склонам глубокого лесистого ущелья реки Северн. В его состав входят городки Коалбрукдейл, Айронбридж, Джекфилд, Коалпорт, Блистс-Хилл и Медли. Всего на территории этого комплекса расположено десять музеев, а пять его объектов входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главные «экспонаты» Коалбрукдейла – это остов Старой доменной печи Абрахама Дарби, Музей железа, Плотницкая улица, на которой жили рабочие заводов Дарби, дом семьи Дарби Роузхилл-хаус и четыре аутентичных строения XVII века, в одном из которых размещена действующая кузница.

За мостом начинается одна из самых интересных частей музейного комплекса – маленький викторианский городок, построенный из домов, свезенных сюда со всей долины. Местом экспозиции стала площадка вблизи старого железоделательного завода, на берегу канала, соединявшего завод с рекой Северн. Городок показывает повседневную жизнь людей той эпохи. И даже самих людей – специально подготовленные сотрудники музея (в основном это местные жители, для которых туризм является основным источником дохода) и даже привлеченные артисты живут жизнью жителей городка и взаимодействуют с посетителями.

В Айронбридже регулярно проводятся экскурсии для школьников «с полным погружением». Переодевшись в костюмы викторианской эпохи, предоставляемые музеем, ученики могут провести целый день так же, как их сверстники 200 лет назад.

Кстати, в Коалбрукдейле сегодня компания AGA и по сей день производит знаменитые на весь мир духовки и ту самую чугунную посуду, производство которой привез сюда Абрахам Дарби. Только металл плавят уже в современной электропечи.

 

* Статья взята из корпоративного журнала группы компаний НЛМК




Подписаться на рассылку


Поделиться:


↑ наверх